четверг, 20 ноября 2008 г.

Организация выставки. Bead It! 3


Как-то Зоя рассказала друзьям про свою очередную выставку, и ее попросили поделиться, как она была организована. Так что воспринимайте, пожалуйста, это сообщение как некий опыт, которым хочется поделиться. Может быть, кто-то почерпнет для себя что-то полезное.

Маленькое предисловие. Выставки делятся на две категории: выставки и выставки-продажи. Несмотря на кажущуюся большую разницу, она вовсе невелика. На выставке просто смотрят, на выставке-продаже смотрят и понравившееся произведение искусства (в нашем случае будем считать - бисерного) покупают. Этим выставки и отличаются от торговых ремесленных рядов, куда приходят только купить.


Выставка - это единое целое, а не набор мини-выставок отдельных мастеров, а поэтому она должна иметь единое оформление, чтобы экспозиция смотрелась гармонично. Какие-то работы по этой причине могут выиграть, какие-то - проиграть, но организатор всегда озабочен одним: выставка должна пройти успешно, поэтому все заботы об экспозиции ложатся на его плечи. Кто-то может возразить: "Меня обидели, мои работы выигрышно смотрелись бы, если бы..." Чисто эгоистичный подход. Контрвозражение - если выставка неудачная, то никто не выигрывает - при самом хорошем показе отдельных работ. Участники работают на выставку - но и выставка работает на них!

Прекрасными примерами "чистых" выставок могут быть Bead Dreams, которая организовывается журналом B&B в рамках ежегодного шоу, или Celebrating Beads, проводимая Музеем бисера в Вашигтоне, столице США. На этих выставках экспонируются работы-финалисты (в первом случае) и работы-победители конкурсов бисерных работ. За участие в этих выставках, разумеется, художники не платят, и работы не продаются. Для участников эти выставки работают как прекрасная реклама их искусству.


Выставки-продажи могут быть коммерческими и некоммерческими (согласитесь, звучит неожиданно - продажа и отсутствие выгоды, но имеется в виду отсутствие коммерческого интереса у организатора). В первом случае их организовывают ради извлечения прибыли, как правило, в частных галереях, за вход иногда берут плату, а с участников - большие вступительные взносы. Некоммерческие выставки организовываются, в основном, с познавательными и воспитательными целями сообществами художников, а также чтобы поддержать их членов. Конечная цель организаторов - развитие искусства. Вступительные взносы участников небольшие. Они, а также процент от выручки за проданные работы, идут на покрытие расходов, связанных с организацией выставки.

Итак, выставка, о которой я хочу рассказать. Она называется "Bead It! 3", организована художественной ассоциацией Del Ray Artisans и проходит с 7-го по 30-е ноября в городе Александрия, штат Вирджиния, США, в собственной галерее ассоциации. О выставке стало известно еще в начале года - когда составлялся план работы сообщества и галереи на 2008 год. Естественно, эта информация стала доступной сотням тысяч людей - через блоги, через вебсайты, через самые разные печатные материалы. Во-первых, сама ассоциация рассылает небольшую печатную газету. Во-вторых, во многих галереях и магазинах Большого Вашингтона, штатов Мэриленд и Вирджиния можно было увидеть рекламные открытки. В-третьих, соответствующая информация подавалась в местных СМИ и во всех материалах, приедназначенных для туристов.


Условия участия в выставке были опубликованы еще в начале лета и распространялись вместе с другими рекламными материалами и формами для заполнения. Были объявлены три номинации: Handmade Bead (бисер-бусы ручной работы), Wearable Art (украшения), Non-Wearable Art (все прочее). Очень просто и понятно! Вступительный взнос: $10 для членов ассоциации и $15 для нечленов за каждое заявляемое изделие (это мог быть и гарнитур). Плата чисто символическая! Каждый соискатель мог заявить не более 3-х работ в каждой категории. Заполненная заявка с чеком и работами должна была быть в галерее за 18 дней до открытия выставки. Кто опоздал - тот не успел! Хотя, наверное, списавшись с организаторами выставки, можно было оформить заявку и после 20-го октября (это мое предположение, а обычно со сроками строго).

Все работы были представлены на суд независимого жюри, которое решало вопрос об их допуске (выставка называлась Juried Show - стандартное название, отражающее ее суть). Деньги за непрошедшие отбор работы не возвращались (печально, увы, но такова практика). В каждой категории присуждались Первый и Почетный призы, возле работ-победителей уже при открытии выставки висели соответствующие бирочки. Все работы были оценены художниками и на бирках с названием работы и именем художника стояла цена. 20% от продажной цены удерживается в фонд галереи. Все проданные работы остаются на выставке до ее конца, покупатели забирают их лично после закрытия выставки или получают их по почте.


В помещении галереи всегда присутствует один-два человека из числа членов ассоциации или участников выставки - добровольно. Расписание дежурств составляется еще до открытия выставки. На открытие выставки были приглашены многочисленные гости, представители прессы, там же состоялось вручение призов. В рамках выставки организована отдельная распродажа: каждый участник выставки мог представить дополнительно 10 своих работ. Галерея удерживает 40% от продажной стоимости, если человек участвует в дежурствах, в противном случае - 50%. Организаторы оставляют за собой право фотографировать работы и использовать фото в своих целях - разумеется, с указанием авторов работ. Посетителям выставки фотографировать также не запрещается.

Почти все работы экспонируются на стенах в подвешенном состоянии в "персональных витринках" - этакие распятия, лишь несколько выставлены открыто на стоечках. Конечно, далеко не лучший способ, но зато в галерее просторно, все работы прекрасно освещены и видны со всех точек. Что ж, организаторам виднее! Вот вкратце и все. Разумеется, я обо всем рассказал кратко. Допускаю, что не все согласятся с моиим сентенциями о выставках.


Полное слайд-шоу с выставки: смотрите здесь

Комментариев нет: