понедельник, 14 марта 2011 г.

Сколько это стоит? Часть 1


United States dollar

Итак, вы почувствовали, что ваше хобби - бисероплетение обходится вам уже слишком дорого и становится заметным в семейном бюджете. Кроме того, бисерные работы постепенно заполнили ваше жилище, а подарки в виде украшений родственникам и друзьям уже не спасают положение, и у вас появляется желание продать какие-то свои изделия. Вполне возможно, что вы решили сделать свое хобби еще и побочным или даже основным своим источником дохода. Впрочем, все это неважно, самое главное, что вы решили начать продавать свои бисерные работы. Встает очень важный вопрос: а сколько ЭТО стоит, по какой цене продавать то или иное изделие?

Этот вопрос в той или иной форме часто звучит на форумах мастеров бисероплетения, и какие-то конкретные рекомендации и советы часто перемежаются призывами-заклинаниями: "Надо себя любить! Надо ценить свой труд! Надо себя уважать!" Нет никаких сомнений в том, что себя нужно уважать и свой труд надо ценить, но при чем здесь цена на бисерную работу? Ах, если б цена зависела от степени любви к себе! Все бы любили себя безумно и было бы всем счастье! Увы, реальность совсем не совпадает с нашими благими пожеланиями. Бисерные работы, сделанные из китайского ли, из японского ли бисера, с кабошоном из простенького кварца или натуральной бирюзы, попадая на рынок, превращаются в товар.

Раз бисерное украшение становится товаром, то и отношение к нему, как к товару. Покупателю, по большому счету, не очень важно, сколько бессонных ночей провел над работой мастер, какие чувства он "вложил" в свое украшение, дорогой или дешевый бисер использован в изделии, в конце концов, сколько стоит место на базарчике, где работа продается. Зато покупатель всегда оценивает, сколько стоят похожие работы в аналогичных местах и вообще, имеет ли для него смысл покупать данную работу по предлагаемой цене. И вот это последнее как раз является определяющим - и очень часто не совпадает с ожиданиями мастера-продавца. Золотое правило (законы Маркса никто не отменял и не отменит) рынка: товар стоит столько, сколько за него готовы заплатить.

Если за товаром давка, значит, рыночная цена выше установленной. Если товар не продается, значит, рыночная цена ниже, любовь к самой себе цены не имеет и к стоимости товара не приплюсовывается. Отсюда можно сделать незамысловатые выводы: чтобы определить, сколько стоит украшение, нужно знать его рыночную цену в то время и в том месте, когда и где оно продается. При этом, конечно, нужно учитывать и допустимое время ожидания продажи, потому что для очень дорогих работ оно, как правило, значительно больше, чем для менее дорогих. Конечно, всегда бывают исключения, но все-таки при назначении цены на случай - купят-не купят? - лучше не рассчитывать; получается, что определение цены дело непростое.

Очень многие рассчитывают базовую цену (назовем ее так) по следующей формуле: стоимость материалов плюс стоимость работы умножается на два. Стоимость работы определяется количеством часов, потраченным на изготовление ее (а не временем на творческие искания), умноженным на стоимость рабочего часа, которая, в свою очередь, зависит тоже от многих факторов. Простенькая работа, сделанная начинающим мастером, и аналогичная работа, сделанная признанным мастером, на рынке будут стоить одинаково. Хотя стоимость рабочего часа у гуру будет выше, но и времени он потратит меньше, а в сумме то на то и приходится.

Еще одно золотое правило: люди любят обладать дорогими вещами. Именно этим отчасти объясняется поразительный иногда эффект: украшение не продавалось, на него подняли цену, и его тут же купили! Это правило скорее из области психологии, а не из теории рынка. Сюда же можно отнести и следующее: люди готовы переплатить за работу, если она сделана известным мастером. Заверения покупателя в том, что предлагаемая работа "авторская" или "эксклюзивная", а тем более, что это "ручная работа", для него пустой звук, если имя автора известно лишь подобным самому автору любителям бисероплетения и если похожие по дизайну работы покупатель уже не раз встречал. А что касается "ручной работы", то и ребенку понятно, что оплести кабошон, например, на станке невозможно. На кого-то, возможно, громкие, но пустые слова, действуют, но кого-то они просто раздражают и отталкивают.

Все сказанное здесь - лишь поверхностные заметки, которые, тем не менее, имеют достаточно глубокий смысл, а поэтому, если кому-то эти размышления покажутся интересными, мы можем развить эту тему - я готов поделиться своими наблюдениями.

Комментариев нет: