понедельник, 14 марта 2011 г.

Сколько это стоит? Часть 2


United States dollar

Наверное, в предыдущем сообщении рамки случаев, когда встает вопрос: по какой цене продавать то или иное изделие? - были сужены. Ко всему прочему, нужно, наверное, рассказать об этом подробнее, не отделываясь общими фразами. Хочу еще раз подчеркнуть, что все сказанное - наши соображения и вы можете вообще не прислушиваться к этим словам.

Итак, все возможные варианты ситуаций, когда продаются бисерные работы (точнее, результаты всех рукоделий) вполне укладываются в три условные группы:

• бисерная работа для вас - это хобби, но ваша подруга (друг, одственница, коллега по работе) попросила вас продать ей вашу работу;

• бисерное дело для вас не только увлечение, хобби, но еще и источник дополнительного заработка;

• бисероплетением вы зарабатываете себе на жизнь, это ваша основная работа и главный источник доходов.

Как уже было сказано, базовая цена рассчитывается по следующей формуле: стоимость материалов плюс стоимость трудозатрат (вашего рабочего времени) умножается на два. Стоимость трудовых затрат определяется количеством часов, потраченным на изготовление ее (а не временем на творческие искания), умноженным на стоимость рабочего часа. Рассмотрим эту формулу применительно к каждому из вышеперечисленных случаев.

1. Единичные, случайные продажи.

Со стоимостью материалов все более-менее ясно - она должна быть компенсирована (мы говорим о продаже работы, а не о дарении ее). Стоимость рабочего времени... А вот здесь все зависит от вас! Бисероплетение для вас - только хобби, не так ли? То есть, вы занимаетесь бисерным делом в свое свободное время исключительно ради удовольствия. Вообще, за это мы сами готовы платить (путешествия, театр, концерты и так далее), но рукоделие - очень специфический вид времяпрепровождения, который позволяет вам получить деньги за удовольствие, которые вы сами и получили!

Поэтому будьте вольны в определении стоимости трудозатрат, не зацикливайтесь на этом, и, даже если вы не посчитаете эту стоимость, греха большого не будет! Итак, ноль? А теперь умножаем стоимость материалов на два - и получаем минимальную цену, которую можно назначить за вашу работу. Удвоение нужно, чтобы иметь возможность купить для будущих работ более качественные материалы и компенсировать прочие затраты, связанные с материалами (на баночки-скляночки для хранения бисера, на поездки в магазин и так далее). Это реальные затраты - и компенсация будет реальной.

2. Постоянные, но нерегулярные продажи.

С первой составляющей все понятно, я думаю. Что касается стоимости трудозатрат, то в данном случае их уже обязательно нужно учитывать. Встает вопрос - как ее рассчитать? Разумеется, количество времени, потраченное на изготовление работы, подсчитать можно, если задаться такой целью и делать ежедневные записи, хотя точный учет невозможен. Можно, наверное, прикинуть время приблизительно. Остается одно неизвестное в нашей формуле - стоимость рабочего часа. Вполне допустимо считать ее равной средней часовой зарплате в той местности, в которой вы проживаете, ведь продавать свои работы вы будете там, где вы живете (вероятнее всего).

Интересное наблюдение: чем сложнее работа - тем менее выгодно ее продавать - как раз из-за больших трудозатрат не столько на сам процесс изготовления, сколько на дизайн, они не видны в полной мере постороннему взгляду и вызывают у покупателей сомнения в обоснованности назначенной цены. Плетение как процесс не требует очень высокой квалификации, поэтому мастера через полгода-год уже делают более-менее приличные работы и даже начинают давать уроки, это осознают многие, в том числе и покупатели. Отсюда, наверное, нужно сделать вывод: стоимость вашего рабочего часа будет меньше, чем мы думали ранее.

Пусть цена, которую мы посчитали, будет ориентировочной, реальную цену мы назначим исходя из цен, которые сложились на похожие изделия на рынке в вашем или соседнем регионе. Что же, все наши калькуляции - в корзину? Нет, пусть это будет та цена, к которой вам нужно стремиться в будущем. Удвоение суммы позволит вам покрыть накладные расходы, которых у вас сравнительно немного (на них я остановлюсь ниже), и даже получить небольшую сумму на развитие своего маленьго дела.

3. Постоянные продажи на долговременной основе.

Разумеется, все сказанное выше и то, что будет сказано ниже, не предполагает стандартную схему: начинающий мастер и случайные продажи - мастер средней руки и дополнительный заработок - мастер высокой квалификации и профессионализм. Но не секрет, что бисероплетением на профессиональной основе занимаются те, кто твердо уверен в том, что оно может быть источником постоянного дохода.

Раз бисерное дело стало профессией, то и подход к нему должен быть соответствующим, в том числе в вопросе формирования своей ценовой политики. Я не агитирую за предложенную формулу, я хочу сказать, что она позволяет не заниматься постоянными долгими и нудными подсчетами (а это экономия времени!) и дает возможность покрыть расходы, заработать деньги и оставить толику на развитие. Подсчеты, конечно, нужны, но, в основном, на начальном этапе, когда идет назначение цен и определение стратегии.

Главное здесь - определить, выгодно или не очень делать работы того или иного стиля, а это приходит после изучения рыночного спроса (увы, суровая проза жизни!) и возможных приходов/расходов и постигается порой путем проб и ошибок. Профессиональный подход - это визитные карточки, буклеты, плакаты, открытки и другие рекламные материалы. Это именные ярлыки, наклейки и упаковки. Это экспонирование работ на достойных дисплеях. Это качественные фотографии. Это продажа работ через приличные магазины и галереи. Это, может быть, участие время от времени в выставках и конкурсах.

Профессиональный подход - это работа с клиентом, это предоставление возможности покупателю вернуть и обменять работу, а также принять ее в ремонт. В век информационных технологий не следует забывать о том, что очень много значит правдивая информация - об авторе работ и о самих работах (причем она может быть проверена) как в рекламных материалах, так и в статьях и заметках в прессе и Интернете. Народ доверчив, но доверием злоупотреблять нельзя, неправда вернется бумерангом. Впрочем, за хорошее воздастся тоже хорошим.

Конечно, велик соблазн сразу возместить понесенные расходы за счет высоких цен, но это кажущееся ощущение, что такая стратегия принесет успех. Наоборот, пока репутация не станет достойной, цены можно устанавливать ниже средних, а затем уже их повышать. Следует помнить, что цены в Интернете ниже, чем в реальных магазинах и галереях: так уж человек устроен, что он хочет "попробовать на зуб" свою покупку. Нужно уметь правильно оценить статус торгового заведения, в котором вы собираетесь продавать свои работы, то ли это магазины рукоделий, магазины подарков, специализированные магазины или художественные галереи, на окраине города оно находится или на центральной улице.

Резюмируя все сказанное, нужно заметить, что учет трудозатрат исходя из средней зарплаты в регионе остается опять же ориентировочным. Вначале изделия мастера работают на него - затем имя мастера работает на них. Не секрет, что "раскрученное" имя - это до 30% цены на изделие! Причем известность не определяется тем, "находит" поисковая система это имя в Интернете или нет, она находит любое имя, если оно мелькнуло на веб-страницах.

И вот наступает период, когда "портфель" лопается от заказов и возникает желание набрать себе помощников, которые делали бы по вашим дизайнам черную работу по плетению и вышивке. Увы, эти работы уже не ваши - не ваши рукодельные работы. Дизайн - ваш, но работа - не ваша. Поставить ярлык "Работа Нинели Самохваловой" - это будет обман. Дорога на конкурсы и выставки под вашим именем этим изделиям закрыта. Что ж, придется тем удовлетворяться, что у вас есть своя мастерская и наемные работники. Ну, разве что еще соответствующие доходы от полупромышленного производства рукодельных работ. Выбор за мастером!

Хочу в заключение сказать, что я не знаю ни одного мастера, даже с самым громким именем в "бисерном мире", который бы мог заработать себе на жизнь только продажей своих работ. Повторюсь: чем сложнее работа - тем менее выгодно ее продавать, а чем опытнее мастер, тем больше у него желание творить, а не создавать изделия на поток. Отсюда - мастера начинают заниматься преподаванием, написанием статей, рецензией и книг, ведением рубрик в журналах и блогах, консультированием, а также другой "околобисерной" деятельностью, не связанной непосредственно с изготовлением работ.

Не уверен, что вы получили ответы на все часто задаваемые вопросы, но надеюсь, что что-то новое для себя из этой краткой статьи вы почерпнули.

Сколько это стоит? Часть 1


United States dollar

Итак, вы почувствовали, что ваше хобби - бисероплетение обходится вам уже слишком дорого и становится заметным в семейном бюджете. Кроме того, бисерные работы постепенно заполнили ваше жилище, а подарки в виде украшений родственникам и друзьям уже не спасают положение, и у вас появляется желание продать какие-то свои изделия. Вполне возможно, что вы решили сделать свое хобби еще и побочным или даже основным своим источником дохода. Впрочем, все это неважно, самое главное, что вы решили начать продавать свои бисерные работы. Встает очень важный вопрос: а сколько ЭТО стоит, по какой цене продавать то или иное изделие?

Этот вопрос в той или иной форме часто звучит на форумах мастеров бисероплетения, и какие-то конкретные рекомендации и советы часто перемежаются призывами-заклинаниями: "Надо себя любить! Надо ценить свой труд! Надо себя уважать!" Нет никаких сомнений в том, что себя нужно уважать и свой труд надо ценить, но при чем здесь цена на бисерную работу? Ах, если б цена зависела от степени любви к себе! Все бы любили себя безумно и было бы всем счастье! Увы, реальность совсем не совпадает с нашими благими пожеланиями. Бисерные работы, сделанные из китайского ли, из японского ли бисера, с кабошоном из простенького кварца или натуральной бирюзы, попадая на рынок, превращаются в товар.

Раз бисерное украшение становится товаром, то и отношение к нему, как к товару. Покупателю, по большому счету, не очень важно, сколько бессонных ночей провел над работой мастер, какие чувства он "вложил" в свое украшение, дорогой или дешевый бисер использован в изделии, в конце концов, сколько стоит место на базарчике, где работа продается. Зато покупатель всегда оценивает, сколько стоят похожие работы в аналогичных местах и вообще, имеет ли для него смысл покупать данную работу по предлагаемой цене. И вот это последнее как раз является определяющим - и очень часто не совпадает с ожиданиями мастера-продавца. Золотое правило (законы Маркса никто не отменял и не отменит) рынка: товар стоит столько, сколько за него готовы заплатить.

Если за товаром давка, значит, рыночная цена выше установленной. Если товар не продается, значит, рыночная цена ниже, любовь к самой себе цены не имеет и к стоимости товара не приплюсовывается. Отсюда можно сделать незамысловатые выводы: чтобы определить, сколько стоит украшение, нужно знать его рыночную цену в то время и в том месте, когда и где оно продается. При этом, конечно, нужно учитывать и допустимое время ожидания продажи, потому что для очень дорогих работ оно, как правило, значительно больше, чем для менее дорогих. Конечно, всегда бывают исключения, но все-таки при назначении цены на случай - купят-не купят? - лучше не рассчитывать; получается, что определение цены дело непростое.

Очень многие рассчитывают базовую цену (назовем ее так) по следующей формуле: стоимость материалов плюс стоимость работы умножается на два. Стоимость работы определяется количеством часов, потраченным на изготовление ее (а не временем на творческие искания), умноженным на стоимость рабочего часа, которая, в свою очередь, зависит тоже от многих факторов. Простенькая работа, сделанная начинающим мастером, и аналогичная работа, сделанная признанным мастером, на рынке будут стоить одинаково. Хотя стоимость рабочего часа у гуру будет выше, но и времени он потратит меньше, а в сумме то на то и приходится.

Еще одно золотое правило: люди любят обладать дорогими вещами. Именно этим отчасти объясняется поразительный иногда эффект: украшение не продавалось, на него подняли цену, и его тут же купили! Это правило скорее из области психологии, а не из теории рынка. Сюда же можно отнести и следующее: люди готовы переплатить за работу, если она сделана известным мастером. Заверения покупателя в том, что предлагаемая работа "авторская" или "эксклюзивная", а тем более, что это "ручная работа", для него пустой звук, если имя автора известно лишь подобным самому автору любителям бисероплетения и если похожие по дизайну работы покупатель уже не раз встречал. А что касается "ручной работы", то и ребенку понятно, что оплести кабошон, например, на станке невозможно. На кого-то, возможно, громкие, но пустые слова, действуют, но кого-то они просто раздражают и отталкивают.

Все сказанное здесь - лишь поверхностные заметки, которые, тем не менее, имеют достаточно глубокий смысл, а поэтому, если кому-то эти размышления покажутся интересными, мы можем развить эту тему - я готов поделиться своими наблюдениями.